На волне успеха в море полиграфии

Ламинирование

Полиграфическая продукция должна быть не только привлекательной, но и устойчивой к механическим воздействиям. Для этого ее подвергают такой послепечатной обработке, как ламинирование. Данный процесс заключается в наложении специальной пленки на полиграфическое изделие. Этот материал либо прикатывают, либо припрессовывают. Что это дает? Ламинированной полиграфии не страшны загрязнения, к примеру, от прикосновения множества рук. Она не размокнет от капель влаги и не зачитается до дыр, ведь пленка для ламинации обладает повышенной механической прочностью.

Не столь давно ламинирование полиграфии было доступно только крупным типографиям. Данный процесс осуществлялся на специальном оборудовании, был длительным и довольно-таки дорогостоящим. В настоящее время подобная послепечатная обработка доступна даже полиграфическим фирмам с минимальной производительностью. Ламинирование осуществляется на рулонных и пакетных ламинаторах. Это современное продуктивное оборудование.
Рулонные ламинаторы используются крупными полиграфическими предприятиями. Они гарантируют отменное качество и высокую производительность в сжатые сроки для изделий любого формата.
Для небольших фотостудий и типографий нашли применение пакетные ламинаторы, которые незаменимы для средних и малых форматов.

Большое количество пленок для ламинирования и быстрый процесс их прикатывания или приклеивания позволяет в значительной мере улучшить внешний вид журналов, фотоальбомов, календарей и тому подобное, а также надежно защитить их от различных механических повреждений.

Различают два вида ламинирования: холодное и горячее. Первый вариант востребован для материалов, которые чувствительны к нагреванию. Как правило, это ценные бумаги или документы. Холодное ламинирование заключается в припрессовывании пленки на клеевой основе к материалу под давлением. Клей на пленке реагирует на давление и размягчается, выявляя все свои свойства, и происходит адгезия, то есть склеивание двух материалов.
Второй вариант отличается повышенной герметичностью и надежностью. Горячее ламинирование предполагает нагрев и пленки, и изделия до 70 градусов по Цельсию. Клеевой состав на пленке начинает разогреваться и становится возможным прочное присоединение. Это осуществляется методом прокатки обрабатываемых материалов через нагретые валы. Сила нагревания валов зависит от качества ламинируемых материалов и их характеристик.

Пленка для ламинирования состоит из трех слоев, каждый из которых наделяет ее определенными свойствами. Таким образом, данный материал относится к композитам.
Слой из полиэстера является основным. Он отличается упругостью и некоторой жесткостью, одновременно обладает защитными характеристиками.
Слой из полиэтилена, либо полипропилена замечательно выравнивает поверхность пленки по всей ее площади, а дополнение связывает между собой основной слой и клей.
Слой из клеевого состава при холодном или горячем воздействии на пленку будет выявлять свои адгезивные свойства, проникать в поры материала и ламинировать его.

Толщина пленки варьируется от 80 до 250 микрон. Как известно, полиграфическая продукция весьма разнообразна, соответственно, и пленки используются различной толщины. К примеру, ламинирование пропусков, бейджев происходит с применением пленки толщиной от 150 до 250 микрон. Для защиты архивных бумаг и документов рекомендуется пленка толщиной до 150 микрон, а такая популярная полиграфия, как календари, книги, журналы, визитки, покрывается пленкой, чья толщина меньше 150 микрон.

Фактура пленок для ламинирования создается глянцевой или матовой. У каждой фактуры своя сфера применения и свои достоинства. Наибольшей популярностью пользуется глянцевая пленка. Она усиливает силу цветовой палитры, делает ее сочной и живой, придает контрастность. Визуальный эффект, который дает глянцевая пленка, весьма привлекателен. Знатоки полиграфии сравнивают его с уф-лакированием. Действительно, сходство есть, но защитные свойства у глянцевой пленки куда выше. Это несомненный плюс. Что касается недостатков, то они заключаются в том, что глянцевая фактура способствует образованию бликов, особенно при интенсивном освещении. При этом изображение теряет свою четкость, а текст сливается. Именно поэтому использование глянцевой пленки не безгранично.
Чтобы избежать подобных нежелательных эффектов, для ламинирования определенных видов полиграфии следует использовать пленку матовую. Она придаст изделиям не просто привлекательность, а некоторую стильность, респектабельность и необычность. Такую пленку принято использовать для отделки дорогой имиджевой полиграфии.
Стоит еще упомянуть о пленках для ламинирования с необычными текстурами и даже голографическими эффектами. Опытные дизайнеры полиграфии с удовольствием пользуются такими пленками для декорирования изделий сувенирного и представительского предназначения. Текстура пленок очень разнообразна. Морозные и песчаные узоры, брызги воды и пузырьки шампанского, переплетения волокон льна и других тканей, следы звезд и комет, а также вкрапления металлизированных волокон для создания золотого и серебряного шарма придадут полиграфии настоящую уникальность.

В заключении стоит отметить, что область применения такой послепечатной отделки, как ламинирование, очень обширна. Каждый день в типографиях и салонах ламинируются документы и сертификаты, дипломы и удостоверения, визитки и бейджики, плакаты и календари, книги и журналы, брошюры и каталоги, а также всевозможная сувенирная и упаковочная продукция. Ламинация полиграфии на современном оборудовании происходит оперативно и качественно, заметно улучшая не только ее внешний вид, но и потребительские свойства.